Главная » Насущное, Статьи » Певец пессимизма

Певец пессимизма, или Проповедник, который ловил ветер.

« Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1:2).
«Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мт. 12:42).

Одной из самых поэтичных книг Библии является книга Екклесиаста, или Проповедника. Написанная, как полагают, Соломоном, одним из мудрейших людей которые когда-либо жили на земле, она вошла в золотую сокровищницу не только еврейской, но, без сомнения, мировой поэзии. Правда, некоторые исследователи Танаха имеют сомнения относительно авторства Соломона, считая, что эта книга написана уже после вавилонского плена, на что указывает язык, на котором написан оригинал. Возможно оно так и есть, но бесспорно то, что за основу неизвестный автор-составитель взял мудрые изречения царя Израиля, уже тогда, возможно, ставшие классическими или народными. Как бы там ни было, но основой этой книги является Соломоновы исследования смысла и цели человеческой жизни: вопросы, волнующие людей всех времен и всех слоев. Возможно, поэтому эти размышления древнего мудреца актуальны и популярны и сегодня.

Но не только авторством Соломона знаменита Книга Екклесиаста. Когда я еще в детстве читал ее, она для меня словно «выпадала» из общего состава книг Библии. Ее дух, казалось, не «вписывался» в общую концепцию Вечной Книги. Действительно, если внимательно вчитаться в слова Екклесиаста, эта обособленность бросается в глаза. И причиной этому является пессимизм автора, которым веет чуть ли не с каждой строки. Рефреном, полным сожаления и разочарования, пронизано произведение автора: «Суета и томление духа…» Фактически это и есть тот окончательный ответ, который нашел Соломон на поставленные вопросы. Бесспорно, тот факт, что книга Екклесиаста вошла в канон Слова Божьего, говорит о том, что она является боговдохновенной и такой, что приводит читателя в присутствие Божие. В ней можно найти немало полезного для человека, который направляется по тропинке к Царству Божьему. Но …

Почему же автор пришел к такому выводу? Возможно, у него было слишком тяжелая жизнь, что в конце концов он разочаровался в ней? Возможно, неудачи подавили душу, потери и горе украли оптимизм? Раз все наоборот!

Детство Соломона прошло под чистым и мирным небом, во дворце, который сиял позолотой, в окружении любящих родителей и целой армии нянек и прислуги. Маловероятно, что он в чем имел недостаток, в чем себе отказывал. А когда престарелому отцу осталось жить совсем недолго, взошел на престол. Царский скипетр был дан ему как дар судьбы; слава, величие, богатство предоднесены, так сказать, на блюдечке. Нет, он не имел ни малейших причин быть недовольным жизнью. И все же что-то тревожило его сердце среди этой позолоты и славы. Как царский сын, он, наверное, получил какое-то образование, был мудрым и наблюдательным. Видно, желание «искать и испытать мудростью все, что делалось под небом» жило в нем с юных лет, потому что когда настала ответственный момент в его жизни — привилегия сесть на престол Израиля — он просил у Бога только мудрости. И Бог дал ему мудрость. Большую. Непревзойденную. Мудрость, которая сделала его «таким, какого не было ни до него ни после него». Он навсегда вошел в историю как Соломон Мудрый.

И все же эта мудрость, послушать которую приезжали даже монархи далеких стран, не сделала царя счастливым. Об этом он сам признается в своей знаменитой книге. Жемчужины Соломоновой мудрости, тонкие наблюдения жизни, ее цели, всего, что делается под солнцем, неоднократно прерываются пессимистичным: «Тщетность и томление духа …» (Одним из вариантов перевода фразы «томление духа» с оригинала — «ловить ветер», именно так звучит этот стих на украинском языке). «Сказал я в сердце моем: дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром; но и это — суета! Я предпринял большие дела: построил себе домы, виноградники, сады и рощи, наделал себе водоемы, приобретал себе слуг и служанок. Также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у всех, меня в Иерусалиме были! И сделался я великим и богатым, больше всех, и мудрость моя пребыла со мною. И всего, чего глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья!.. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, вот все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!.. Потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, но все оставляет на долю человеку, не трудилась в том: и это — суета и зло великое!» (2 глава). Почему из его груди вырывается такой стон и безнадежность? Почему?

Чтобы понять это, следовало бы обратиться к его отцу Давиду. Какие разные у них жизненные дороги! Какой контраст между двумя близкими и, вместе с тем, такими далекими людьми!

Детство Давида прошло в горах с отарами овец, среди жары и дождей, холода и опасности. Юность — в доме бешенного Саула, когда мужал — приходилось убегать от врагов, когда взошел на престол — не давали покоя войны и походы, придворные интриги и злые взгляды со стороны собственных детей. Жизнь героическая и интересная, но полная лишений, трудностей, усилий и сверхусилий. Но вчитайтесь в его псалмы. В любом произведении, написанном из самых разных причин, то ли это радостное событие, или минуты горя, главный герой — Господь. О чем бы ни писал Давид, в центре внимания Всевышний, под Чьим кровом находился автор. Какой разительный контраст с грустными нотками пессимизма и разочарования в словах его сына! Если Соломон в своих поисках блуждает лабиринтами суеты и «томления духа», то у Давида даже нет тех поисков — он не ищет, он просто радуется Тем, Кого он знал лично, Кто им руководил, Кто был вдохновителем и целью жизни. «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12), «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (Пс. 3:6), «А все уповающие на Тебя, пусть радуются, будут вечно петь они … » (Пс. 5:12), «Я буду радоваться, и радоваться буду Тебе, петь имени Твоему, Всевышний »(Пс. 9:3), «Ты Бог спасения моего, каждый день я на Тебя надеюсь » (Пс. 24:5), « Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне бояться?» (Пс. 26:1). Где автор черпал эту уверенность и оптимизм? Ответ здесь прост: он лично знал Бога, жил Им и для Него, и этот Бог был главной и единственной целью жизни Давида. Когда в жизни и случались какие-то проблемы или трудности, он сосредоточивался не на них, а на Господе, Который может их решить. Вспомните Знаменитый 22 псалом: «Господь — Пастырь мой ни в чем не буду нуждаться… Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной… » Классическим примером является его поведение в истории с Голиафом. Когда весь народ трепетал перед силой и гигантским ростом врага, Давид видел только одно: Бога, Которым пренебрег «этот необрезанный». Такая позиция была кредо его жизни. Когда в его жизни произошло позорное падение, в этой ситуации также раскрылась истинная суть его сердца: он не видел своего трона, не видел государственных вопросов, которые нужно решать, пренебрежительных взглядов подчиненных, перед его взором было одно — Господь, Которого он оскорбил.

Соломон, судя по всему, не имел таких близких отношений с Богом. Он не жил Им настолько, насколько жил Господом его отец. Он акцентирует внимание на земном, будто делает разделение между земными заботами и проблемами и жизнью в Боге. У Давида это неразделимые понятия, он каждую минуту живет Богом, несет Ему свои слезы и радость, боль и покой сердца, проблемы и успехи. В Соломона Господь стоит в стороне, как посторонний зритель, Который лишь иногда делает единичные попытки вмешаться в человеческую жизнь. И поэтому он, несмотря на всю мудрость и славу, был глубоко несчастным человеком, разочарованным богатством, славой, да и самой жизнью, в которой не видел смысла. Это был певец фатализма и обреченности. Так, в его словах есть много призывов к поискам Бога, даже все свои размышления он заканчивает своеобразным итогом: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека!» Но в устах самого Соломона это скорее теория, хотя и правдивая, но не полностью воплощена в жизнь им лично.

Иисус Христос, вспоминая Соломона как мудрого человека, заметил, что есть еще нечто больше его мудрости. Именно это и принес Сын Божий на землю: мудрость, которая намного больше Соломоновой и которая принадлежит каждому, без исключения, человеку, принимающему учение Христа как высший смысл жизни. Этой мудростью хвалился апостол Павел — человек мудрый и образованный по человеческим меркам: «…то, что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа » (Фил. 3:7). Он, как и Давид знал, что есть высшая ценность всех тех вещей, которые испытывал Соломон и обнаружил, что они ничтожны. И что эту истину можно познать только мудростью, которая дается свыше: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то Богу угодно было спасти верующих глупость проповеди. Ибо и Иудеи требуют чудес, и греки ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для греков — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов — Христа — Божию силу и Божию премудрость; Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков » (1 Кор.1 :18-31). И что самое ценное — это «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал … Бог нам открыл Духом » (1 Кор. 2).

Да, верующий человек, переживший радость спасения и прощения, в жизнь которого вошел Христос, имеет право смотреть на вещи с точки зрения высшей мудрости, которой, увы, не достиг Премудрый Соломон. Такой человек знает для чего живет, куда идет и какую цену имеет то или иное явление в ее жизни. «Духовный человек судит о всем, а о нем судить никто не может». Это понимал еще Давид — пастух, имевший право судить обо всем, потому что он знал Всевышнего. «А теперь вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Уважайте Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:10-12).

автор: Юрий Вавринюк, для MirVam.org

Oригинал статьи на украинском языке www.vavrynyuk.com.ua


Следите за обновлениями сайта в социальных сетях: 

FacebookTwitterВконтакте

Поддержите портал www.MirVam.org

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии фейсбука:

Похожие записи:
Рэпер DMX провел онлайн-урок по изучению Библии для ободрения людей
Рэпер DMX провел онлайн-урок по изучению Библии для ободрения людей
Американский рэпер и актер DMX провел онлайн-урок по изучению Библии, чтобы успокоить людей во время пандемии коронавируса. Во время прямого эфира, который посмотрело 14 000 человек, Эрл Симмонс, более известный под псевдонимом DMX (от Dark M...
Австралиец Дон Ричи спас более 400 человек от самоубийства
Австралиец Дон Ричи спас более 400 человек от самоубийства
Мыс The Gap в Новом Южном Уэльсе (Австралия) печально известен как место самоубийц. К счастью для многих людей, решивших свести счеты с жизнью, через дорогу здесь жил удивительный мужчина по имени Дон Ричи. В течение полувека он спас многие ...
Крис Валлоттон: «Доказательство того, что вы в Боге — любовь к тем, кто вас не любит»
Крис Валлоттон: «Доказательство того, что вы в Боге — любовь к тем, кто вас не любит»
«Когда я люблю человека, который не любит меня, я указываю на то, что я нахожусь в Боге», — Крис Валлоттон в своей проповеди поделился о том, насколько серьезно Бог смотрит на наше отношение к людям. Бог в Библии не раз упоминает о любви. И речь...
Пастор из США Джошуа Альварес: Я был в раю целых девять часов
Пастор из США Джошуа Альварес: Я был в раю целых девять часов
Старший пастор церкви «The River Church» из США Джошуа Альварес,  который пережил клиническую смерть, рассказал о том, как побывал в раю. Об этом он рассказал в недавнем интервью телеканалу ТБН, сообщает Христианский Мегапортал invictory...
Христианская певица: Бога не услышать, если утро начинать с Instagram
Христианская певица: Бога не услышать, если утро начинать с Instagram
Христианская певица Мадина Сайидмамадова рассказала  о том, как научиться слышать Бога. Мадина, как вы слышите Бога? По отношению ко мне, Божий метод — это методом пряника. Чудеса, которые Господь совершает для меня, на мой взгля...
Примечание. При использовании материалов сайта гиперссылка на www.mirvam.org обязательна. Использование материалов в печатных СМИ только после письменного разрешения редакции.

Нет комментариев... Вы можете быть первым!