Главная » Статьи » Форум «Позиция»: подводим итоги

11 августа 2013 года в Сакраменто прошла запись программы «Позиция». На форуме обсуждалась тема библейского учения об Божьем предопределении и человеческой роли в деле спасения. В программе участвовали: Александр Шевченко, телеведущий, пастор церкви «Дом Хлеба» (Сакраменто, США; Алексей Коломийцев, учитель, пастор церкви «Слово благодати» (Ванкувер, США; Сергей Поднюк, доктор богословия, ректор Теологического института (Минск, Беларусь). Посмотреть запись программы можно по ссылке.

Представляем вниманию читателей две статьи разных авторов о прошедшем форуме: статью участника форума пастора Алексея Коломийцева и статью Сергея Попова.

d4ece76a0fc75091c09eca5036691827_L

Сергей Попов: Форум «Позиция»: подводим итоги

11 августа 2013 года в Сакраменто прошла запись программы «Позиция». В этот раз участники открытого форума замахнулись на одних из труднейших пунктов религиозной философии – Божественное предопределение.

Кальвинизм и Арминианство… Соперничество этих двух направлений христианского богословия гораздо древнее, чем противостояния Джобса и Гейтса, «Кэнона» и «Никона», «Кока-Kолы» и «Пепси», коммунистов и капиталистов, республиканцев и демократов. Конфронтации кальвинизма и арминианства около четырех столетий. Каждое из направлений имеет своих сторонников в христианском мире. Более того, многие христиане принадлежат к одному из противоборствующих лагерей, даже если и не подозревает о существовании подобных направлений богословия.

«Что играет решающую роль в деле спасения человека: его свободная воля или Божья предустановленность?», «Иуда Искариот: предатель или смиренное орудие Божьей воли?», «Вера – реакция на Слово или подарок от Бога?», «Вечно ли зло?» ,«Спасен однажды, спасен навсегда?», «Христос умер за всех или только за избранных?». На эти и другие вопросы попытались ответить ректор Теологического института из Минска Сергей Поднюк, пастор церкви «Слово благодати» из Ванкувера Алексей Коломийцев и пастор церкви «Дом Хлеба» из Сакраменто Александр Шевченко. Зрители в зале и зрители на страничке форума в интернете имели возможность проголосовать в реальном времени за один из вариантов ответов на поставленные на форуме вопросы.

Организатор дискуссии и модератор Александр Шевченко поведал зрителям о важности происходящего: «Каждый из нас несет ответственность за формирование собственного богословия. И это богословие влияет на мою последующую жизнь, формирует мое отношение к другим людям, моей семье, Богу. Верить в Бога, как в некую субстанцию, недостаточно. Необходимо исследовать Писания для приобретения вечной жизни».

Форум оставил двоякие впечатления. С одной стороны, поднятые темы очень важны. Можно ли потерять спасение? Куда уж важнее? С другой стороны, по-моему, ожидания скептиков оправдались: «Если за 400 лет не все точки над «i» расставлены, то чего вы ожидали?». Но обо всем по-порядку. Сначала не было понятно кто из присутствующих представляет точку зрения кальвинистов. Поднюк с помощью Писаний интеллигентно «топил» учение кальвинистов, а Коломийцев справедливо недоумевал о смене объекта дискуссии с предопределения на пять пунктов кальвинизма и критиковал варианты ответов на поставленные вопросы за некорректность. Впрочем, пастор Алексей признал, что во многом разделяет богословие кальвинизма, хотя и пришел к этому сам, без помощи извне, через Писания. Шевченко весьма неудовлетворительно провел вечер в качестве модератора, с самого начала заняв позицию противника кальвинизма и вступал в диалог с оппонентом Коломийцевым чаще, чем магистр богословия Поднюк. Впрочем, через несколько часов после форума Александр на страницах социальных сетей признал, что плохо справлялся с задачей модератора, но только в тех случаях, когда Истина, по его мнению, явным образом искажалась.

Различен был и подход участников форума к ответам на поставленные вопросы. Если Поднюк и Шевченко скрупулезно разбирали отдельные места Писаний, подтверждающих их точку зрения, то Коломийцев предлагал рассматривать эти места в контексте глав и даже книг, на что выделенных трех часов было явно недостаточно.

Со стороны показалось, что каждый из участников форума после завершения действия остался при своем мнении. Это же можно сказать и про людей, присутствовавших в зале. Сторонники теории Коломийцева о Богоцентричности, большим десантом оккупировавшие часть помещения, дружно приветствовали все высказывания Алексея, независимо от темы дискуссии. Мнения голосовавших в зале и в интернете разделились по всем поставленным вопросам. Показательны результаты ответов на последний вопрос: «Может ли рожденный свыше человек потерять спасение? Может – 44%, не может – 56%». Пища для размышления учителям.

Плюсы форума очевидны. День спустя люди со всего мира продолжают оставлять комментарии на электронных страницах форума. За сутки форум просмотрели около 15,000 зрителей. Народ взялся за Библии. Один из моих друзей сказал, что после просмотра трансляции форума на автомате пересмотрел еще несколько записей разных проповедей и открыл Библию впервые за долгое время.

 

************************************************************************************************************************

Алексей Коломийцев: Впечатления о прошедшем форуме

Прошедший форум вызвал бурную реакцию у многих. Хотя заявленная тема уже, похоже, прошла пик своей популярности в славянской евангельской среде, форма ее обсуждения (прямая трансляция), и возможно имена участников сыграли свою роль. По количеству отзывов можно судить, что смотрели многие и смотрели внимательно. В корреспонденции, направленной непосредственно мне, несколько раз повторяется просьба прокомментировать это событие. На что я и решился после некоторых размышлений.

Некоторые наблюдения я сделал еще во время форума. Я не являюсь специалистом по жизни и теологии Кальвина, более того, даже на уровне обычного пастора, считаю пять пунктов Кальвинизма не совсем удачной формой представления столь важного вопроса, как роль Бога и человека в спасении и жизни. Наверно для обсуждения темы в выбранном ключе следовало бы пригласить того, кто имеет более глубокие и системные знания по Кальвину и Кальвинизму как явлению. Я выразил это мнение за несколько недель до форума, предложив даже альтернативный формат, но организаторы решили все же пойти этим путем, что, безусловно, является их правом.

Многие комментарии отмечают что Александр как модератор должен был занимать нейтральную позицию в дискуссии. С одной стороны это действительно так, иначе какой же смысл в модераторстве. Приглашая меня Александр несколько раз подчеркивал, что он будет “всего лишь модератором”. После того как я дал согласие на участие и мероприятие было запланировано, я просмотрел несколько материалов Александра на данную тему и понял, что он не сможет беспристрастно выполнить эту роль и поэтому и не рассчитывал на его нейтральность или объективность. Так как формально это были все-таки не дебаты, а трудно определяемое явление «форум», то наверно такой подход может быть допустимым. Я изначально знал, что это будет разговор их двоих со мной. Так что у меня нет претензий в этом отношении (насколько эффективно это было, это уже другой вопрос).

Наверно самая большая трудность, связанная с форматом заключалась в голосовании. Прежде всего, нужно ли было оно вообще, ведь истина не определяется большинством голосов? Кроме того, если уже решено его проводить, наверно было бы разумно сформулировать его так, чтобы он действительно отражал представленные позиции. Не знаю, как это было по отношению к моему оппоненту, но вопросы, ассоциировавшихся с позицией, которую я должен был защищать, не были согласованы со мной, и поэтому в большинстве случаев не отражали моих взглядов, а значит, не имели прямого отношения к происходящему на форуме.

Вместе с тем, нужно отметить, что в процессе непосредственной подготовки форума, как Александр, так и его сотрудники были очень гостеприимны и заботливы, стараясь сделать его техническую сторону гладкой и удобной.

Согласившись участвовать в этом мероприятии, я молился о том, чтобы Бог дал мне милость ясно представить Богоцентричное Евангелие в котором нуждается каждый человек. Кроме того, этот форум был возможностью открыто объяснить людям истинную позицию нашей церкви, развеяв навязанные им мифы. Я думаю, что Бог позволил это сделать в какой-то степени.

Теперь несколько наблюдений, вызванных форумом, но касающихся не столько его, сколько вопросов более широкого плана.

Неприятие богоцентризма

Божье абсолютное владычество и полная человеческая греховность две предельно ясные истины, доминирующие в Писании от его начала до конца. Люди созданы Богом, а не наоборот. Бог является онтологическим и смысловым центром вселенной – «Все от Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). К сожалению, именно они вызывают реакцию неприятия среди многих верующих. Причина – в общей тенденции людей к человекоцентризму. В человеке неистребимо живет желание приуменьшать величие Бога, поднимая свое собственное «Я». К сожалению, дух самоутверждения часто и в разных формах проявляется и среди христиан, несмотря на то, что именно этим они обедняют свою духовную жизнь, блокируя возможность роста.

Согласно принципам Иисуса Христа, те, кто заботятся о своей значимости, обязательно потеряют ее. И наоборот, чем больше человек отвергает себя ради Евангелия, тем больше он обретает смысл и истинную ценность своей личности (Мк 8:35). Ценность человека не в нем самом, а в Боге, который сотворил его. Разорвав в момент грехопадения связь с Творцом, человек живет иллюзией своей независимой от Бога ценности. Он претендует на то, чтобы самостоятельно определять, что хорошо и что плохо, правильно и неправильно. Эта иллюзия и есть корень грехопадения. Вот почему Евангелие неразрывно связано с признанием своей полной негодности, сокрушением перед Богом и доверием Ему самого себя через Иисуса Христа. Печально, что Богоцентризм вызывает такую настороженную, а иногда даже агрессивную реакцию среди русско-говорящих верующих.

Полупелагианство

Хотя в последние годы в русских евангельских церквях все больше распространяется утверждение, что русские верующие в своей основной массе – арминиане, в действительно это не так. Функциональной позицией в вопросах антропологии и сотериологии большинства является полупелагианство (что является базовой позицией православия). Многим и невдомек, что Яков Арминий признавал полную испорченность человека, решая вопрос ответственности путем внедрения понятия «предваряющей благодати». Поэтому они так активно и боряться против понятия полной испорченности. Провозглашая себя арминианами, большинство служителей, не говоря уже о рядовых членах, толком не знают, что же такое арминианство и какую из его разновидностей они исповедуют. Таким образом, основа сотериологии, доминирующей в славянских церквях, скорее всего, уходит своими корнями в православие, нежели в учение реформатора Арминия.

Карикатурное представление о кальвинизме

Перечитав во время подготовки к форуму ряд книг, и просмотрев несколько лекций ведущих русскоязычных сторонников борьбы с кальвинизмом, я прихожу к выводу, что почти никто из них не спорит по существу. Помню еще давно в одном из учебников по риторике, я читал утверждение: «Прежде чем критиковать точку зрения оппонента, убедись, что ты правильно понял ее». В противном случае спор ведется с выдуманной позицией, не существующей реально. Кстати с такой ситуацией приходилось сталкиваться еще апостолу Павлу, «…как некоторые обвиняют нас и говорят, будто мы так учим…» (Рим 3:8).

Удивляет, что мешает действительно изучить позицию, понять ее и только затем анализировать ее соответствие или несоответствие Писанию и представлять свои возражения? Например, в моем случае, все мои проповеди лежат в свободном доступе в интернете. В них ясно и детально изложена позиция, как по этой, так и по многим другим темам. Достаточно набрать ключевое слово, чтобы получить мгновенный доступ именно к тем проповедям, которые освещают тот или иной вопрос. Наверно логичнее было бы сформировать представление о моей позиции таким образом, нежели зачитывать бюллетень, кстати, написанный не мной.

Зная о такой общей тенденции я, чтобы облегчить задачу моих оппонентов, даже выслал модератору одну из своих ключевых проповедей на эту тему, «Тайна предопределения». Но, к сожалению, история повторилась и здесь. На основании вырванных из контекста цитат, рисуется карикатурная позиция, затем она приписывается тебе, и потом тщательно расстреливается со всех орудий. Эффект на публику впечатляющий, но не долгий, так как рано или поздно люди обнаруживают, что реальное положение дел отличается от представленного.

Недостаточное понимание Евангелия и его роли

Но наверно самое печальное во всем этом – минимизация значения Евангелия. Далеко не первый раз я слышу от служителей высокого уровня непонимание – зачем людям повторять Евангелие, если они уже верующие? Божье величие, человеческая греховность, потрясающая важность заместительной жертвы Иисуса Христа, Его природа, Его праведность, Его смерть, Его воскресение и вознесение в славу небес играют колоссальную роль не только в обращении человека, но и во всей его жизни. Мы живы жертвой Иисуса Христа! Мы живы Его Евангелием! К сожалению, Евангелие часто заменяется традициями, религиозным активизмом, или же псевдо духовностью. В своем служении я снова и снова сталкиваюсь с фактом, что именно недостаточная роль Евангелия является причиной духовной слабости, как отдельных верующих, так и целых церквей.

Настораживающая статистика

И последнее, меня несколько насторожила статистика голосования. Хотя, как было упомянуто в начале, подход к данному опросу был не совсем точный, тем не менее, какие-то выводы можно сделать. Настораживает вот что, при том, что полную греховность и Божье владычество поддерживают только чуть более 30% участников, безопасность спасения исповедуют более 50%. Библейская уверенность в спасении обязательно должна исходить из страха Божьего и преклонения перед Ним. Она строится только на ясно понимаемом Евангелии. Опасно если люди приходят к уверенности в спасении, обойдя этот жизненно важный этап. Истинная уверенность в спасении неразрывно связана с полным посвящением себя Христу и жизнью для Него.


Следите за обновлениями сайта в социальных сетях: 

FacebookTwitterВконтакте

Поддержите портал www.MirVam.org

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии фейсбука:

Похожие записи:
В Киеве пройдет ежегодный «Новомедиа Форум» ассоциации христиан-журналистов
В Киеве пройдет ежегодный «Новомедиа Форум» ассоциации христиан-журналистов
В Киеве 6 ноября пройдет ежегодный «Новомедиа Форум» «Остались трое: ютуб, телеграм, телевизор». Из-за ограничений, связанных с пандемией, в этом году на событие соберется около 100 участников из разных секторов медиаотрасли — как действующих...
Миссия«Свет на Востоке» в России отмечает столетие
Миссия«Свет на Востоке» в России отмечает столетие
С 16-го  по 19-е января в Санкт-Петербурге проходят мероприятия, посвящённые прошлому, настоящему и будущему миссии, которая уже на протяжении 100 лет поддерживает евангельское движение в России. На праздновании собрались руководите...
В Москве состоялся второй Всероссийский Форум «Право. Религия. Государство»
В Москве состоялся второй Всероссийский Форум «Право. Религия. Государство»
21 и 22 ноября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся второй Всероссийский Форум «Право. Религия. Государство». Организаторами выступили Общественная палата РФ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы и Славян...
Восточноевропейский Лидерский Форум соберет в ноябре в Украине участников из разных стран
Восточноевропейский Лидерский Форум соберет в ноябре в Украине участников из разных стран
С шестого по девятое ноября в Киеве состоится девятый Восточноевропейский лидерский форум (ВЕЛФ). Мероприятие соберет несколько сотен участников из Украины, Беларуси, Молдовы, Литвы, России, Голландии, Финляндии, США и Южной Ко...
В России пройдет форум, посвященный перспективам евангельского образования
В России пройдет форум, посвященный перспективам евангельского образования
Педагогический форум «Перспективы евангельского образования 2019» пройдет 4-6 июня в Москве. Организаторы мероприятия – Департамент образования РОСХВЕ и Евроазиатская богословская Семинария. Основными участниками форума будут учителя, руковод...
Примечание. При использовании материалов сайта гиперссылка на www.mirvam.org обязательна. Использование материалов в печатных СМИ только после письменного разрешения редакции.

Нет комментариев... Вы можете быть первым!